Авторы |
Султан Таласович Хапчаев, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал) (Россия, г. Ставрополь, проспект Кулакова, 43), hapchaev82@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Вопрос о вероотступничестве, а точнее о возможности применения юридического наказания за отход от ислама, является, пожалуй,
одним из самых «неудобных» для современных мусульманских ученых, поскольку заставляет воспроизводить выработанную в раннем Средневековье, но на данный момент безнадежно устаревшую концепцию о необходимости казни вероотступника. Такое слепое следование прецедентам прошлого только в силу того, что в свое время данная концепция пользовалась поддержкой большинства правоведов, в современную эпоху ставит под сомнение саму концепцию свободы воли и отсутствия принуждения в исламе. В этой связи нам представляется актуальным проведение исследования по вопросу привлечения к ответственности вероотступника. Цель работы – аргументировать суждение о том, что с точки зрения основных принципов мусульманского права недопустимо применение принуждения в вопросах религиозного самоопределения. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа положений Корана и сунны, а также трудов выдающихся исламских правоведов и мыслителей прошлого и современности. Методологический потенциал включает философский, логический, герменевтический метод, а также методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые в совокупности позволили сопоставить сформированное в классический период мусульманской юриспруденции представление об акте вероотступничества с изменившимися условиями жизни современных мусульман. Результаты. Аргументировано суждение о том, что положения мусульманской правовой доктрины о наказании вероотступников были продиктованы геополитической реальностью того времени, когда данный акт имел не столько идеологическую, сколько политическую составляющую и практически всегда ассоциировался с государственной изменой, шпионажем и
иными формами проявления враждебности по отношению к мусульманам. Выводы. Объективный анализ классических источников мусульманского права дает основание сделать вывод, что в них не содержится логических и нормативных оснований для привлечения человека к юридической ответственности за простой факт смены убеждений, не сопряженный с иными формами причинения вреда интересам общества, государства либо конкретных мусульман.
|
Ключевые слова
|
Коран, сунна, мусульманское право, шариат, преступление, вероотступничество, хадд
|